Дмитрий Сулин, основатель ГК «СТиС» и член Совета директоров Группы компаний SP Glass – портфельной компании РОСНАНО, в которую входят компании «СТиС» и «Пилкингтон Гласс», – комментирует итоги 2016 года.
- Дмитрий Владимирович, каким стал 2016 год для компаний в составе Группы SP Glass?
- В целом для SP Glass это был удачный год. Несмотря на сложную рыночную ситуацию, Pilkington заработал неплохие деньги, а СТиС сумел упрочить свои рыночные позиции и в очередной раз подтвердить лидерство на рынке стеклопакетов.
Этому предшествовали два года, которые мы потратили на изменение бизнеса. Мы провели частичную реструктуризацию, закрыли неэффективные площадки, переформатировали некоторые взгляды и подходы, обновили, в том числе, продуктовую концепцию.
В апреле стартовали продажи нового продукта – Теплопакета® DS. Продукт получил высокую оценку участников рынка свето-прозрачных конструкций и застройщиков. Спрос на него позволил увеличить объёмы продаж в целом по Группе СТиС и поставить неожиданные рекорды в отдельно взятых регионах. Например, продажи СТиС в Санкт-Петербурге выросли на 60% по сравнению с предыдущим годом.
В пользу Pilkington сыграла ставка на энергоэффективное стекло Double Silver® с двойным серебряным напылением – Pilkington Suncool, Lifeglass®. Эти же продукты составили большую часть открывшихся в 2016 году экспортных поставок.
- В 2016 году для SP Glass открылись действительно широкие перспективы для развития экспортного направления. Какой объём теперь занимает экспорт?
- На конец года мы уверенно экспортируем 30% объёма. И я повторюсь: речь идёт не о простых продуктах, которые поставляют за рубеж другие российские стекольные компании, а именно дорогих, высокотехнологичных. Россия в нашем лице в 2016 году стала активным поставщиком стекла с магнетронным напылением в Австралию, Йемен, Дубай, Ирландию. В Эмиратах наше стекло участвует в остеклении крупнейшего медицинского центра в Джебель-Али. В Мельбурн мы поставляем энергоэффективное стекло, которое используется для жилых комплексов. Мы открываем всё новые и новые направления.
Благодаря, в том числе, развитию экспорта, в 2016 году мы поставили абсолютный рекорд по напылению среди других заводов Pilkington в составе группы NSG по всему миру. Наибольшей производственной мощности достигли в сентябре. Столько стекла с покрытием за один месяц не производил ещё никто из заводов Pilkington, в том числе в Великобритании. Это при том, что коутер мы запустили в конце 2014 года. То есть нам потребовалось менее полутора лет, чтобы наладить производство стекла с покрытием и научиться делать его настолько качественно и в таких объёмах, что наше, российское стекло стало интересно заказчикам на других континентах.
Кстати, стекло SP Glass стало первым в России экспортным товаром, прошедшим автоматическую регистрацию и автовыпуск таможенной декларации. Это произошло 14 июня на Выборгской таможне. Впервые декларация на экспорт была обработана и выпущена автоматически, без участия инспекторов таможни. Ещё одно достижение, уже наших специалистов по внешнеэкономической деятельности.
- Каковы планы SP Glass на 2017 год?
- Мы будем наращивать высокотехнологичный экспорт. СТиС будет укреплять свои лидерские позиции и обновит свой флагманский продукт. SP Glass готовит большую оконную концепцию для рынка и предложит партнёрам участие в ней. Мы представим концепцию на Международном форуме СТиС в Рива-дель-Гарда 9 апреля.
- Есть информация, что Форум СТиС в 2017 году поменяет формат. Можете рассказать об этом подробнее?
- Да, наш Форум в 2017 году будет существенно отличаться от предыдущих. Мы видоизменяем формат. Хотим отказаться от очень скучных презентаций, заменить их на некий интерактивный вариант с живыми обсуждениями, дискуссиями. Там будет много интересных докладчиков. Состав участников будет сильно модернизирован: если раньше на Форуме присутствовали только оконные компании, то в 2017 году оконных компаний будет только половина, другую половину составят дилерские компании, которые занимаются непосредственно продажей окон, и строители.
- Прошедший год не для всех участников рынка был настолько выдающимся. Что бы Вы пожелали или посоветовали другим компаниям в новом 2017 году?
- Сегодняшний рынок как никогда сложный, он не для всех. Я бы посоветовал каждому в новогодние праздники подумать и решить для себя, кто он на этом рынке: временное явление или стратег. Если вы не стратег, если вы не готовы держать удар, тогда лучше не теряйте время и деньги, вешайте замок и займитесь чем-нибудь другим. Но если вы здесь надолго, тогда начинайте думать стратегически. Не всегда будет так плохо, как сейчас. Но перед тем, как рынок изменится, пройдёт 5-10 лет. Это время нужно суметь пережить.
Приготовьтесь терпеть боль, запаситесь деньгами – потому что за боль придётся ещё и платить – и сформулируйте для себя долгосрочную стратегию. Я имею в виду стратегию продуктовую, сервисную. «Мы будем дешевле всех на рынке» - это не стратегия, это не сработает. Нужно думать о том, что вы можете дать рынку такого, чего не может дать никто. Нужно думать об этом сейчас и реализовать через 5-10 лет. Это должно стать смыслом вашей работы в течение этого времени. С теми, кто решит идти именно этим путём, мы готовы говорить о чём-то серьёзном и строить совместные планы.
Константин Кухтов,
специалист по связям с общественностью Группы SP Glass