Что приготовило государство для оконного бизнеса в 2017 году? Что такое «утилизация отходов» и какие санкции влечёт неуплата «экологического сбора»? На эти и другие вопросы отвечает спикер Форума STiS-2017 Алексей Захарьев.
Москва, 02.05.2017 г.
В апреле в Италии прошло крупнейшее отраслевое мероприятие – 13-й международный форум производителей светопрозрачных конструкций – Форум STiS-2017. Начиная с 2005 года это знаковое мероприятие посетили свыше 3000 собственников и топ-менеджеров компаний – лидеров отрасли. Только в этом году в его работе приняли участие 227 представителей оконной индустрии из России, Украины и Белоруссии. Каждый форум становится площадкой для поиска общих решений по наиболее актуальным проблемам рынка. Одной из тем текущего, 13-го Форума STiS в Рива-дель-Гарда стали юридические тренды 2017 года.
Что приготовило государство для оконного бизнеса в 2017 году? Что такое «утилизация отходов» и какие санкции влечёт неуплата «экологического сбора»? На эти и другие вопросы ещё раз отвечает спикер Форума STiS-2017 Алексей Захарьев, Директор по правовым вопросам индустриального холдинга SP Glass.
– Алексей, о каких юридических трендах Вы говорили на Форуме STiS-2017?
– Одной из основных тем Форума была консолидация отрасли. Так вот, основное, что происходит на юридическом «фронте» в 2017 году – это тоже, как ни странно, консолидация. В этом году государство усиливает контроль, вводит дополнительную ответственность и оттачивает меры принуждения. Нас ждёт утилизация отходов и экологический сбор, дальнейшее внедрение Big Data в практику контролирующих органов, автоматизация встречных налоговых проверок, переход на онлайн-кассы.
На Форуме мы подробно обсудили каждую из этих тем. Конечно, нас прежде всего интересовал практический аспект. Любой нормальный российский бизнес интересуют в первую очередь, три вопроса о любой инициативе нашего государства: «Сколько это будет стоить?», «Как на этом сэкономить?» и «Что за это будет?». На эти вопросы мы и отвечали.
– Давайте поговорим об утилизации отходов и экологическом сборе. Что это вообще такое, и почему эта тема стала такой актуальной для оконного бизнеса?
– Если коротко, то в 2017 году практически все российские производители и импортёры обязаны обеспечивать утилизацию части своей продукции и её упаковки. Эта история не нова, и то, что она стала неожиданностью для большинства участников оконного рынка, объясняет история введении в России экологической ответственности и, как ни странно, поведение наших контролирующих органов.
Если подробнее, то в конце 2014 года в очень важный закон с невероятно скучным названием «Об отходах производства и потребления» были внесены изменения, которые фактически добавили ко всем существующим видам ответственности бизнеса в России – формальной и неформальной – ещё один. Экологическую.
В результате, все российские производители и импортёры определённых видов товаров и упаковки обнаружили, что теперь они обязаны ежегодно обеспечивать утилизацию каких-то «отходов от их потребления» в размере аж до 30% от общего количества таких товаров или упаковки, выпущенных в обращение в России. Либо платить экологический сбор.
Но по итогам 2015 года ситуация ещё не выглядела очень уж серьёзной – требовалось лишь подать специальную отчётность.
Росприроднадзор неоднократно комментировал, что 2015 год – это пилотный период, что отчётность пробная, и что её подача или неподача не повлечёт последствий. Сдачей этой отчётности озаботились только самые ответственные представители российского бизнеса. В результате после сдачи отчётности к некоторым их них пришёл Росприроднадзор и наложил штраф. Этот штраф, конечно, не убил их бизнес, но участники рынка сделали из этого правильные выводы и отчётность в массе своей не подали.
По итогам 2016 года ситуация стала серьёзней. Речь шла уже не только о формальной ответственности за неподачу отчётности, но об ответственности финансовой, потому что наступило время делать первые платежи. Однако у большей части игроков рынка нормативы утилизации отходов были нулевыми, поэтому можно сказать, что некоторым просто не повезло, что именно им пришлось платить экологический сбор.
Наступил 2017 год, и ситуация развернулась кардинально: платить по итогам наступившего года придётся всем. Ну, или почти всем. Некоторым, как например, производителям пластиковых окон, повезло оказаться в списке с по-прежнему нулевым нормативом утилизации. Однако, я бы не стал сейчас на месте оконщиков выдыхать расслабленно, потому что, кроме основной продукции, у них есть ещё и упаковка, а её утилизировать надо. Иначе – штрафы и приостановка деятельности.
– Что такое вообще «отходы потребления» и почему за их утилизацию нужно платить?
– Концепция закона состоит в том, что товары, которые мы производим или импортируем, или их упаковка, будут потреблены и превратятся в отходы потребления, которые, в свою очередь, будут отправлены – куда? На свалку. И законодатель решил, что эти отходы не должны попасть на свалку, а должны быть использованы повторно – утилизированы. И что кто-то должен нести ответственность за то, как именно эти отходы будут утилизированы. И что эти «кто-то» – производители и импортёры. То есть, мы с вами.
Хорошая новость в том, что речь идёт только о товарах и упаковке, реализованных в России. Если товары произведены, но не проданы (лежат на складе) – из объёмов утилизации отходов они вычитаются (кроме импорта). Если товары произведены и проданы, но возвращены как брак или некондиция – также не утилизируются. Товары произведены и проданы за пределы России (на экспорт) – не утилизируются. Не всё так плохо.
– А что такое «утилизация отходов»?
– Это когда отходы используются для последующего производства. Есть несколько форм такого повторного применение отходов. Они отличаются количеством стадий, которые отходы пройдут до того, как их используют повторно: рециклинг (повторное применение сразу по прямому назначению), регенерация (возврат отходов в цикл производства после подготовки), рекуперация (извлечение из отходов полезных компонентов для их повторного применения).
Фактически это означает, что производители и импортёры теперь обязаны «забирать» назад с рынка и перерабатывать часть своей продукции и упаковки в виде отходов.
Но и тут есть хорошие новости: при утилизации отходов мы не привязаны ни к производителю, ни к региону. То есть забирать с рынка можно любую продукцию, а не только свою, и в любом регионе, а не только там, где мы её произвели или продали.
Важно ещё понимать, что захоронение, сжигание и прочее уничтожение отходов утилизацией не являются. То есть мы должны их именно переработать, а не вывезти на свалку.
– Что конкретно и в каком количестве мы должны утилизировать?
– Перечень товаров и упаковки довольно обширный и занимает около 50 страниц мелким шрифтом. В него входит широкий набор товаров – от детских распашонок и одноразовых тарелок до автомобильных шин и промышленного оборудования, а также практически вся тара – деревянная, бумажная, пластиковая и металлическая.
Нас по понятным причинам особенно интересуют стекло, стеклопакеты, пластиковые и деревянные окна и двери, а также упаковка, в которой происходит реализация такой продукции.
Нормативы утилизации (то есть, та часть продукции, которую мы должны переработать в виде отходов) по итогам 2016 года достигают 10 % по стеклу и по таре, а по итогам 2017 года составят до 15 % по стеклу и 20 % по таре.
– Как именно можно обеспечить выполнение нормативов утилизации отходов?
– Закон предусматривает несколько способов.
Во-первых, производители или импортёры могут утилизировать отходы сами. Если есть собственные мощности по сбору, обработке и переработке отходов, это самый экономичный вариант. Как мы помним, мы можем собирать любые отходы в любых регионах.
Ещё одна хорошая новость в том, что утилизировать можно отходы от использования не только тех товаров, которые мы производим или импортируем, но и других товаров, входящих в одну группу. Назначение таких товаров или способ обработки отходов от их использования должны быть аналогичными.
Во-вторых, для обеспечения утилизации можно заключить договор на утилизацию со специализированной компанией (оператором), которая осуществляет такую деятельность (и имеет лицензию в случае необходимости). Можно делать это самостоятельно, можно – через создание отраслевых ассоциаций. Это свободные коммерческие отношения, цена регулируется рынком.
И, наконец, в-третьих, можно заплатить государству экологический сбор за то, что оно организует утилизацию.
– Сколько мы должны платить? Как исчисляется размер экологического сбора?
– Допустим, мы произвели или импортировали 10 000 тонн продукции, которая есть в перечне. При нормативе утилизации, скажем, в 10 %, мы обязаны оплатить утилизацию 1 000 тонн такой продукции в виде отходов. Умножаем это число на ставку экологического сбора (например, 2 858 рублей за тонну для стеклопакетов) и получаем сумму сбора в 2 858 000 рублей. То же самое относится к упаковке. Ставки эко сбора доходят до 4 701 рубля за тонну по пластиковым окнам и до 3 844 рублей за тонну по пластиковой таре. Максимальные ставки – 33 476 рублей за тонну – установлены за утилизацию аккумуляторов.
– Когда мы должны платить экологический сбор?
– Платить экологический сбор нужно было ещё вчера. До 1 апреля каждого года мы должны подать в Росприроднадзор специальную Декларацию (где указывается количество выпущенных в обращение товаров и упаковки) и отчётность (которая подтверждает выполнение нормативов утилизации) за предыдущий календарный год. До 15 апреля каждого года необходимо подать в Росприроднадзор расчёт суммы экологического сбора и оплатить сам сбор за предыдущий год.
– Что будет, если не подать отчётность или не заплатить сбор?
– Вопрос о введении специальной ответственности сейчас только обсуждается, поэтому действуют общие административные нормы за несоблюдение экологических требований: штраф до 30 000 рублей на Генерального директора, штраф до 250 000 рублей на компанию и – самое неприятное – приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.
Общался: Константин Кухтов Фотографии: Архив Форума STiS-2017